Тезисы выступления Федотова Валерия Павловича 1 ноября 2007г. Позитивные выводы из богатого негативного опыта

Пример математики подсказывает, как сделать следующий шаг. Теоремы самой математики основываются не только на строгой логике их вывода, но и на лежащих в фундаменте каждой математической теории аксиомах. Массовое (охватывающее даже значительную часть профессиональных математиков) заблуждение в отношении аксиоматики состоит в том, что аксиомы якобы не нуждаются в доказательствах в силу своей самоочевидности. Если бы так на самом деле и было, то без доказaтельств остались бы и многие интуитивно очевидные теоремы. На самом же деле все обстоит с точностью до наоборот: аксиомы не доказываются лишь потому, что они в принципе не могут быть доказаны в рамках той самой теории, в основании которой они лежат. Это обстоятельство не освобождает аксиомы от какого-либо обоснования, но переносит соответствующий вопрос и его решение за рамки данной теории.
Так где же искать аксиомы педагогики? Как ясно из уже сказанного, отнюдь не в ссылках на опыт великих педагогов. В роли аксиом должны выступить те исходные положения, которые фиксируют современное состояние системы образования в стране и не могут быть изменены, по крайней мере, в течение слишком короткого времени. И если построенная таким образом система аксиом окажется противоречивой (что явно будет указывать на несовместимость исходных предположений), то отсюда следует лишь необходимость скорейшего изменения самой системы.
Итак, перечислим эти аксиомы :
1) среднее образование в России является всеобщим,
2) среднее образование в России является обязательным,
3) технологическую основу среднего образования в России состaвляет классно-урочная система.

Первые два тезиса практически не подлежат обсуждению, ибо они прямо записаны в действующей Конституции.
Восходящая к Я.А.Коменскому классно-урочная система не может быть отменена в ближайшее время, по крайней мере, если вести речь о масштабах всей страны. Причины экономического характера лежат на поверхности. Кроме того, переход к иной технологической основе невозможен как без резкого увеличения численности учителей, так и без серьезнейшей переподготовки тех, кто преподает сегодня, что опять же упирается в дефицит как времени, так и денег.

Hosted by uCoz