Упущенные возможности воспитательной работы на уроках

Позитивные выводы из богатого негативного опыта

1. Воспитательная работа на уроках должна вестись постоянно и непрерывно, а ее содержание - планироваться заранее.

2. Формы и методы воспитательной работы на уроке должны определяться конкретным содержанием самого урока.

3. Учебные, воспитательные или иные цели преподавания любой дисциплины школьного курса должны носить всеобщий характер, то есть быть обязательными (значимыми) для всех или почти всех обучаемых.

4. По отношению к каждой из целей преподавания должны быть определены не более двух-трех дисциплин, наиболее подходящих для достижения именно этой цели.

Мотивировкой для принятия третьего и четвертого выводов служит констатация современного статуса школьного образования, а именно, одновременность изучения нескольких в равной степени для всех обязательных дисциплин и закрепленная Конституцией всеобщность среднего образования. В этом пункте мы не собираемся ни обсуждать, ни критиковать или хотя бы даже подвергать сомнению сложившуюся систему среднего образования, а лишь делаем выводы, непосредственно вытекающие из данного факта. Напротив, если сохранение этих принципов неизбежно ведет нас в тупик и не оставляет возможностей для достижения поставленных целей, то тем самым мы получим убедительные аргументы в пользу отказа от сложившейся системы преподавания.
Столь же общим является и выделение двух таких основных направлений воспитательной работы, как формирование мировоззрения и воспитание нравственных качеств. Специфика учебного предмета проявится, например, в уточнении того, о каких конкретно качествах в данном случае может идти речь.


Hosted by uCoz