Тезисы выступления Федотова Валерия Павловича 1 ноября 2007г. Позитивные выводы из богатого негативного опыта

Критерии для выбора целей

Казалось бы, столь куцый список исходных предложений не позволяет вывести из него значимых выводов. Это однако далеко не так.
Следствием одной лишь всеобщности образования является весьма жесткое требование к определению его целей. Единое по форме и по содержанию общее среднее образование может быть подчинено только достижению обязательных для всех обучаемых целей. В частности, по одной лишь этой причине в качестве приоритетных для всеобщего среднего образования не могут быть названы те цели, которые относятся к подготовке специалистов в какой-либо более узкой области ( например, в информатике ). Такие цели могут ставиться перед специальным профессиональным образованием, но никак не перед общим.
В развитие последнего вывода ту же жесткость следует наложить и на определение содержания общеобразовательных дисциплин. Их общие курсы должны оставаться в рамках всеобщей значимости. Включение в общий курс не только разделов, но и отдельных тем мотивируется не частным мнением ( прихотью, капризом ) «великих авторитетов» ( членов конкурсных комиссий, составителей программ, авторов учебников ), а исключительно обоснованной необходимостью их именно в едином общем курсе.
Свои последствия имеет и использование классно-урочной системы, характеристические признаки которой состоят в том, что, во-первых, каждый учитель работает не с одним учеником, а сразу со сравнительно большой их группой – классом, и, во-вторых, с каждым таким классом работает не один учитель, а группа узких специалистов, ведущих только одну дисциплину, либо несколько близких по содержанию.
Отсюда следует, что цели среднего образования не могут размазываться, а должны быть сконцентрированы по учителям и дисциплинам. Каждая образовательная цель должна быть закреплена за одной учебной дисциплиной ( в порядке исключения – до трех ) и единственным учителем, который в этом случае персонально отвечает за достижение любым учеником нужной цели. Равным же образом и на каждую дисциплину должно приходиться лишь от одной до трех учебных целей.
Только что сделанный вывод не банален. Например, из него следует, что развитие памяти не должно включаться в число целей обучения математике. Действительно, тренировать память куда лучше на запоминании стихов и иностранных слов, но отнюдь не на бессмысленном заучивании теорем.
Сформулированные чуть выше весьма жесткие критерии исключают из числа целей обучения почти все из того, что можно найти в многочисленных толстых учебниках по методике преподавания.

Hosted by uCoz