Упущенные возможности воспитательной работы на уроках

В плену ложных педагогических стереотипов

В те годы, которые мы теперь называем застойными, воспитательная работа на уроках оказалась в плену ложных педагогических стереотипов. Глубочайшая причина массовых педагогических заблуждений коренилась, по-видимому, в организационной структуре бывших минпросов и Академии педагогических наук, где обучение и воспитание проходили по различным ведомствам. Да и на противоположном полюсе педагогической иерархии - в школах - учебная и воспитательная работа также поручены двум разным заместителям директора.
В конечном счете, это привело к тому, что у широкой массы учителей сложилось отношение к воспитательной работе как к чему-то внеклассному, внеурочному, третьестепенному. Даже простой подсчет времени показывает ущербность подобной точки зрения. На единственный в неделю классный час приходится 30 и более уроков, то есть за рамками формальной воспитательной работы остается примерно 97% времени общения учителей с учащимися.
Гораздо хуже то, что эти 97% не просто пропадают впустую. Ни один урок не может быть нейтральным в воспитательном отношении. И если учитель не планирует свою воспитательную работу заранее, то воспитательный ( точнее, антивоспитательный ) эффект возникает стихийно.
Среди же тех немногих, кто понимал необходимость ведения воспитательной работы на уроках, распространилось другое заблуждение, касающееся форм этой работы. Многие увлеклись развешиванием в классных помещениях плакатов с цитатами из съездовских документов, либо фаршировали цифрами из этих документов вычислительные задачи. Не отрицая совсем ценность подобных усилий, заметим, что они редко стыковались с содержанием конкретных уроков. По аналогии с известным в математике методом доказательства от противного, используем названные негативные примеры для формулирования положительных выводов.

Hosted by uCoz