В плену ложных педагогических стереотипов
В те годы, которые мы теперь называем застойными,
воспитательная работа на уроках оказалась в плену ложных
педагогических стереотипов. Глубочайшая причина массовых
педагогических заблуждений коренилась, по-видимому, в
организационной структуре бывших
минпросов и Академии педагогических наук, где обучение и воспитание проходили по
различным ведомствам. Да и на противоположном полюсе
педагогической иерархии - в школах - учебная и
воспитательная работа также поручены двум разным
заместителям директора.
В конечном счете, это привело к тому, что у широкой
массы учителей сложилось отношение к воспитательной работе
как к чему-то внеклассному, внеурочному, третьестепенному.
Даже простой подсчет времени показывает ущербность
подобной точки зрения. На единственный в неделю классный
час приходится 30 и более уроков, то есть за рамками
формальной воспитательной работы остается примерно 97%
времени общения учителей с учащимися.
Гораздо хуже то, что эти 97% не просто пропадают
впустую. Ни один урок не может быть нейтральным в
воспитательном отношении. И если учитель не планирует свою
воспитательную работу заранее, то воспитательный ( точнее,
антивоспитательный ) эффект возникает стихийно.
Среди же тех немногих, кто понимал необходимость
ведения воспитательной работы на уроках, распространилось
другое заблуждение, касающееся форм этой работы. Многие
увлеклись развешиванием в классных помещениях плакатов с
цитатами из съездовских документов, либо фаршировали
цифрами из этих документов вычислительные задачи. Не
отрицая совсем ценность подобных усилий, заметим, что они
редко стыковались с содержанием конкретных уроков. По
аналогии с известным в математике методом доказательства
от противного, используем названные негативные примеры для
формулирования положительных выводов.