Социальный заказ гражданского общества к сфере образования
Конкретизируя цели, мы не можем не заметить
того, что их содержание определяется также историческим
этапом развития общества и государства. В зависимости от
общественного строя, цели могут формулироваться даже
диаметрально противоположным образом. Именно такой
переломный момент развития переживает сейчас и наше
государство : тоталитарный режим уступает место своему
антиподу - гражданскому обществу.
Переходная ситуация отнюдь не спокойна, а
характеризуется острейшей политической борьбой. Неизбежно
вовлекается в эту борьбу и сфера образования : одни
учителя формируют из своих учеников убежденных сторонников
прошлого, другие же стараются максимально подготовить их к
грядущим переменам. Так выберем же будущее, в котором и
предстоит жить и трудиться нашим ученикам !
Единственной глобальной целью гражданского общества
является становление и воспроизводство его самого. Отсюда
вытекает социальный заказ гражданского общества к сфере
образования : формирование гражданской личности. Этот
заказ конкретизируется в виде следующего перечня
требований к выпускнику :
1) целостность мировосприятия ( иначе возникнет
потребность в руководящих указаниях фюрера ),
2) ответственность ( как осознание границ своей
компетентности и недопустимость выхода за эти рамки ;
иначе - Чернобыль ),
3) основательность ( то есть потребность в
доказательствах ; если ее нет в массовом сознании, то
возможно повторение эпохи ГУЛАГа ),
4) знакомство с мировой культурой ( в самом широком
смысле ),
5) суверенность ( потребность в независимости ; иначе
нет личности ),
6) функциональная грамотность и адаптивность.