Упущенные возможности воспитательной работы на уроках

Как генералы прибегали в Политбюро жаловаться на академика Колмогорова

Весьма распространено массовое заблуждение, будто бы целью преподавания геометрии в общеобразовательной средней школе является знание конкретных фактов, составляющих содержание геометрических теорем, и умение применять их на практике.
Попытаемся внимательнее разобраться, где эти факты и как они применяются. В качестве геометрической задачи с практическим содержанием учителя и методисты чаще всего называют теорему о том, что угол, вписанный в окружность, измеряется половиной дуги, на которую он опирается. Но давайте вникнем в суть происходящего.
Чтобы использовать данную теорему для ориентирования на местности для начала нужно «заблудиться» в чистом поле (ибо ни в каком другом месте не окажется нужных для подобного применения теоремы трех дальних высотных ориентиров). При себе нужно иметь циркуль (для построения окружностей) и подробную карту местности (на которой придется эти окружности построить). Но самое смешное состоит в том, что нельзя брать с собой компас (иначе вместо окружностей гораздо легче провести азимутальные лучи к тем же самым высотным ориентирам). Согласитесь, что крайне редко встречаются путешественники со столь странной экипировкой.
Подробный анализ других разделов курса геометрии опровергает прагматическую ценность подавляющего большинства теорем. Исключение составляют лишь простейшие задачи, относящиеся к непосредственному измерению геометрических величин.
Отсюда легко сделать вывод о полной бесполезности школьной геометрии. Такая точка зрения начинает получать распространение лишь в самые последние годы. Прежде ставились лишь гораздо менее радикальные эксперименты. Но если чисто формально курс геометрии постоянно присутствовал в советском школьном образовании, то в 1970-ые гг. прошел общесоюзный эксперимент, в ходе которого уровень преподавания геометрии упал ниже критической черты. Речь идет о внедрении учебников, написанных академиком Андреем Николаевичем Колмогоровым.
Один из лидеров советской математической науки, А.Н.Колмогоров опубликовал собственные оригинальные научные труды почти по всем ее разделам, но за исключением самой геометрии. Его собственный опыт преподавания в школе ограничился интернатом при МГУ для одаренных детей. Оба этих обстоятельства личной биографии сказались на работе над учебником самым фатальным образом. Эксперимент конца 1960-ых годов в Тосненском районе Ленинградской области фактически с треском провалился. Однако массовый тираж уже стоял в плане типографии, и ради его оправдания академик согласился даже на подлог: срочно были написаны положительные отзывы из Крыма, где эксперимент не проводился. Весьма отягчающим обстоятельством оказался теоретико-множественный подход и соответствующая терминология, не известные подавляющему большинству учителей, которым первыми пришлось работать по новым учебникам.
Ни учительское, ни вузовское общественное мнение, подкрепленное многочисленными письмами в разные инстанции, не смогли остановить массовое внедрение учебников А.Н.Колмогорова. Это удалось сделать чуть позже армейскому генералитету. Когда юноши, изучавшие геометрию по учебникам А.Н.Колмогорова, стали приходить в армию, оказалось, что им нельзя было доверить современное оружие.
Возникла беспрецедентная ситуация: единственный раз за всю историю СССР вопрос о школьных учебниках был в итоге вынесен на самую вершину тогдашней власти - XXVI съезд КПСС.

Hosted by uCoz