2.5. Рекомендуемое построение урока
Дети (примерно до восьми-двенадцати лет) еще не умеют должным образом сконцентрировать свое внимание. Это приводит к тому, что они часто отвлекаются и теряют мысль. Преодолеть это препятствие можно лишь с помощью учителя, если тот таким образом организует свои уроки, чтобы непрерывно переключать внимание ребенка с одного сюжета или вида деятельности на другой. Промежутки между такими переключениями сначала не должны превышать 1-2 минут, и лишь затем их можно медленно увеличивать.
Предлагается построить урок в виде цепочки фрагментов следующего содержания:
1. ПРИВЕТСТВИЕ. В начале и в конце урока учитель и дети обмениваются любезностями, говорят о погоде, самочувствии и настроении. Эти фразы повторяются из урока в урок, не меняясь или почти без изменений, что позволяет здесь наращивать темп диалога от урока к уроку, доводя его до беглости.
2. РАЗМИНКА. Сразу вслед за приветствием и, возможно, еще 2-3 раза по ходу урока. Как и приветствие, основывается на повторении хорошо заученных фраз и оборотов. Лучше всего использовать здесь короткие стишки, скороговорки и т.п.
3. ПОВТОРЕНИЕ. В отличие от разминки, здесь повторяются не столь хорошо заученные детьми темы и сюжеты с одного-двух предыдущих уроков. К ним можно обращаться до 5 раз за урок.
4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Может суммарно занимать до 1/3 урока (до 10-15 минут), но при этом непременно должна быть разбита на сравнительно короткие фрагменты. Для чередования с ними можно использовать диалоги, близкие изучаемому тексту по смыслу, либо возникающие по поводу отдельных его слов.
5. ПРОСЛУШИВАНИЕ КАССЕТЫ. Полезно использовать кассеты, записанные профессиональным диктором, либо носителями языка. Выбор текста на кассете следует увязывать с темой урока. Его фрагменты не должны затягиваться дольше 1 минуты. Исключение из последнего правила допустимо в тех случаях, когда текст обрамлен музыкой, либо в нем специально оставлены паузы для учительского комментария. Суммарно – до 10 минут за урок.
6. ДИАЛОГ С КЛАССОМ. Учитель задает вопросы, на которые дети отвечают "хором". Подряд друг за другом могут следовать не более 2-3 вопросов, требующих содержательного ответа, или до 5 вопросов с ответами "да" и "нет".
7. ДИАЛОГ С УЧЕНИКАМИ. Учитель задает один и тот же или серию сходных вопросов нескольким ученикам по очереди (если присутствуют до 10 детей, то всем).
8. МОНОЛОГ УЧЕНИКА. Небольшой рассказ на заданную тему. Он может либо состоять из серии прозвучавших непосредственно перед ним ответов на вопросы, либо относиться к предложенной иллюстрации ("Что ты здесь видишь?"), либо демонстрировать выполнение домашнего задания. Только лишь в последнем случае допустима серия ответов несколькими учениками подряд, но при условии, что не затягиваются сами ответы.
9. РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Наиболее продуктивная из форм монолога ученика. По возможности следует выбирать крупные по размеру рисунки, не содержащие мелких деталей. Для домашних заданий можно использовать иллюстрации из учебника.
10. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МИНУТКА. Упражнения с математическим содержанием могут быть разными по сложности, но в целом, как правило, заметно легче задач, решаемых на уроках математики. Простейшие – счет от одного числа до другого в прямом либо в обратном направлении – целесообразно повторять по 2-3 раза в течение каждого урока, постепенно расширяя диапазон счета и наращивая скорость. Чуть более сложные – счет с интервалами, арифметические операции. Особенно полезно сочетать трудности с математическим и лингвистическим содержанием: образование числительных от корневых по определенным правилам (умножить на десять и т.п.), замена количественных числительных на порядковые.
11. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА. Необходима не менее трех раз в течение урока. Ею должны разбиваться наиболее длинные части урока, во время которых дети мало двигаются (сами эти части при умелой организации урока должны быть как можно короче). При выборе физических упражнений учитывается, прежде всего, возможность подачи соответствующих команд на изучаемом языке (счет, части тела, направления движения и т.п.).
12. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Здесь разнообразие возможностей – от хорового исполнения нехитрой песенки до прослушивания оперной арии (разумеется, все - на изучаемом языке).
13. РИСОВАНИЕ. Хотя оно и служит одной из минут отдыха в ходе насыщенного урока, трудности, связанные с выполнением этого задания должны относиться именно к изучаемому языку, а не к умению владеть карандашом. Например, учитель предлагает нарисовать пять красных шаров (и т.п., но никак не жанровую сцену или многофигурную композицию).
14. СЦЕНКА. Это может быть как короткий – в 3-4 фразы – диалог, так и мини-спектакль по мотивам какой-либо из хорошо известных детям сказок. Предпочтительнее выбирать те из них, в которых рефреном повторяется одна и та же фраза или группа реплик. В частности, таковы "Три медведя", "Три поросенка", "Колобок", "Репка", "Теремок", многие другие сказки. Если на постановку полноценного спектакля едва ли стоит рассчитывать (по крайней мере, в первый год обучения), то с подготовкой диалога не должно быть больших проблем. Однако даже минутный выход перед классом служит для малышей достаточно значимым и эмоциональным фактором. Поэтому надо стараться задействовать его почти на каждом уроке.
15. РОЛЕВАЯ ИГРА. Отличается от сценки тем, что тексты не предписаны заранее, и у детей остается большая свобода для импровизации. Здесь очень удачно использование игрушек, от имени которых дети будут разговаривать друг с другом.
16. ЧТЕНИЕ ОБЕРТОК. Ключевым аргументом критики прежней традиционной системы обучения иностранным языкам в советской школе служит неумение выпускников понять даже незамысловатую этикетку какого-либо иностранного товара. Сейчас же, когда в любом магазине или киоске преобладает импортная продукция, с этим навыком связываются и чисто житейские потребности. Дома у детей нередко скапливаются целые коллекции оберток из-под шоколада, жевательной резинки и т.п. (а кое-кто по старинке собирает марки или монеты). Все это – великолепный материал для уроков иностранного языка и "внеклассного чтения".
Этот список можно продолжать практически неограниченно. Единственное, что категорически противопоказано при работе с младшими школьниками, – это затяжной монолог учителя.
Вовсе не обязательно включать в состав каждого урока фрагменты всех перечисленных типов. Иногда вполне достаточно ограничиться их половиной, но так скомпоновать из них урок, чтобы он не был монотонным ни в каком смысле. Не должно быть монотонности и в последовательности уроков: их построение, хотя и основывается на фрагментах одних и тех же типов, но, благодаря большому количеству этих типов, может быть весьма и весьма разнообразным.